Превращение русского зубного техника в американского.
Часть первая: обучение в колледже
Начнем с того, что
я закончила 3-й медицинский колледж в Санкт-Петербурге по
специальности "ортопедическая стоматология". Но вот устроиться
на работу зубным техником у меня не получилось. За несколько
месяцев до окончания учебы, я начала "прощупывать" почву в
различных стоматологических поликлиниках и фирмах. За источник
информации были взяты "Желтые Страницы" и тщательно
проштудированы разделы "Стоматология" и "Зубное
протезирование". Начиная с буквы "А" я обзванивала подряд ВСЕ
фирмы (около 200 на тот день). Где-то отсылали сразу, где-то
не брали трубку, на интервью меня не пригласили ни разу. К
молчаливым я приезжала сама, предварительно записав адрес.
Часто ими оказывались обычные районные стоматологические
поликлиники, главные врачи которых (в основном женщины лет 50)
очень грубо и высокомерно разговаривали с бывшей студенткой и
отсылали восвояси, мотивируя тем, что штат у них набран. Я
поддерживала контакты с однокурсниками, из которых по
специальности работали единицы (в пригородах - Павловске и
Пушкине). Похоже, что в городе был переизбыток зубных
техников, в результате чего наш факультет вообще прекратил
свое существование, т.е. мой курс был последним.
Чтобы не
забыть полученные навыки, я моделировала из воска дома, что до
сих пор является моим любимым занятием. Так прошло более
полугода, а затем моя семья получила приглашение на работу в
США. Я уезжала по не рабочей визе, т.е без права работать в
Америке. После нескольких лет в США, у меня наконец сменился
статус, и я получила разрешение работать, и соответственно -
учиться, чем не приминула воспользоваться и поступила в
колледж на факультет "ортопедическая стоматология". Такое
решение я приняла, чтобы освежить в памяти все то, чему меня
учили ранее, и подучить специальную терминологию.
Процесс
поступления был предельно прост: требовалось подтверждения
легального нахождения в США, водительские права и кредитная
карточка :) Из экзаменов я сдавала только письменный тест по
анатомии полости рта (пришлось заново перечитывать свои старые
конспекты, которые я привезла с собой), а также у меня было
очень длительное собеседование (порядка двух часов) с
преподавателем факультета. Видимо на этом собеседовании
проверяли и мой уровень разговорного английского, т.к. ни до,
ни после я не сдавала экзамен на знание языка (TOEFL). Таким
образом, я стала студенткой американского колледжа, в котором
кроме зубных техников готовят ассистентов стоматолога и
хирурга.
Процесс обучения зубных техников во многом похож
на то, как нас учили в России, но есть и различия. Мне очень
нравится, что курс так называемый self-pace, т.е. каждый
проходит его в приемлимом для себя темпе. Обучение длится 1,5
года и стоит $2500 (оплата поквартально). Чем быстрее будет
двигаться обучение, тем меньше придется платить, этим
стимулируется высокая посещаемость - прогулы будут стоить
денег. Для малообеспеченных людей предусмотрена финансовая
помощь от штата - любой студент может попросить помощь, и если
специальная комиссия сочтет его действительно нуждающимся, то
финансирование будет оказано.
За день до начала учебного
года проводится orientation - всех новых студентов знакомят с
преподавателями, рассказывают о правилах, принятых в колледже,
показывают где что находится. Учимся мы пять дней в неделю по
6 часов с перерывом на ланч (пол часа). Покушать можно в
столовой (купить полноценный обед - суп, второе и попить), или
можно просто купить освежающие напитки и легкие закуски в
автоматах, которые находятся на каждом этаже.
Зуботехническая лаборатория занимает 3-й этаж в
четырехэтажном здании, и представляет из себя большое
помещение, разделенное на комнаты. В первой комнате у нас
проходят теоретические занятия; здесь же расположена обширная
библиотека книг и журналов, а также видеокассеты к каждому
уроку. Все студенты - будущие зубные техники - могут
пользоваться этими учебными материалами, но брать домой
нельзя. На первом же занятии нам выдали длинный список
учебников и инструментов, которые рекомендуется иметь, что
стоит немалых денег. Например одна из моих книг обошлась мне в
$98, восковые шпатели разных размеров - $7, гипсовые ножи по
$10, спиртовка - $8 (если не хочется использовать спиртовку,
то можно воспользоваться газовой горелкой Bunsen burner);
полировочные и абразивные инструменты стоят чуть дешевле, но
их нужно много; артикулятор - $33, набор полимер + мономер
усредненного цвета - $35, обычный базисный воск - $8 (за 20
листов), другие виды восков по $15 за набор из 10 штук;
искусственные зубы по $6 за 6 штук. Кроме того, я с удивлением
узнала, что здесь нет такой специальности как "литейщик", т.е.
зубные техники сами делают литье, соответственно материалы для
литья тоже нужно покупать. Я перечислила далеко не все, одних
шпателей для воска различных форм наберется штук двадцать.
Плюс еще обязательна униформа - у зубных техников она состоит
из темно-синих или темно-голубых брюк и рубашки и белых мягких
туфель.
Теперь о структуре занятий. Сначала была скучная
теория по технике безопасности, правилам поведения в dental
lab и т.д. Затем - занятия по базовой анатомии. К каждому
уроку есть видео курс, поэтому если ты чего-то не понял из
объяснений учителя, то всегда можно посмотреть лекцию заново.
На следующих занятиях студенты учатся различать
стоматологические инструменты и запоминают их названия (часто
в названии инструмента есть фамилия того, кто его изобрел;
например, у меня есть любимый шпатель под названием P.K.
Thomas waxer #1 - незаменимая вещь при моделировании). В конце
каждого дня мы пишем специальные тесты, относящиеся к теме
урока, и затем сдаем учителю. Чем дальше - тем интереснее.
Следующие уроки были посвящены приемам работы с восками. Мы
учились делать "восковое дерево", а затем вырезать зубы во
всех анатомических подробностях из восковых блоков, причем
делать это нужно было без единого нагрева шпателя. Здесь путь
с моей группой разошелся, т.к. у меня уже был опыт
моделирования, и я очень быстро справилась с заданием, в
результате чего меня перевели к более продвинутым студентам,
которые занимаются в этой же лаборатории, но в другой комнате.
После довольно скучных занятих по изготовлению прикусных
валиков, индивидуальных ложек и прочей "ерунды", началась
ортодонтия, чем я сейчас и занимаюсь. Далее, в курсе идут
занятия по изготовлению частичных и полных съемных протезов,
бюгельное протезирование, изготовление коронок и мостов, и
завершается металлокерамикой. Т.е. курс почти такой же, какой
был в России. Поэтому опытным зубным техникам смысла учиться
здесь я не вижу.
После окончания курса выдается диплом и
оказывается содействие в устройстве на работу на начальную
ступень - entry position.
Все права на данные материалы принадлежат Катерине Андреевой и сайту
www.andreev.org
Зарегистрируйтесь и войдите на сайт, чтобы иметь возможность оставлять комментарии